ОГКУСО "Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района"

Иркутская область, г.Тайшет ул. Первомайская д.59

Телефон

8 (39563) 2-50-99

8 (39563) 2-47-38

Факс 8 (39563) 2-66-23

Эл. почта centr-semia@mail.ru

ОГКУСО "Центр социальной помощи
семье и детям Тайшетского района"

Почта:
centr-semia@mail.ru

(839563)2-50-99
(839563)2-47-38
т/факс 2-66-23

Вопрос о месте и значении игры и труда в развитии и воспитании ребенка вызывал и вызывает еще и в настоящее время оживленные споры. Но каковы бы ни были разногласия, спорящие стороны всегда исходили из одного общепризнанного положения о коронном, глубоком различии между трудом ребенка и его игрой.

Чтобы поподробнее разобраться в данном вопросе в рамках «Школы ответственного родительства», 09.08.2023 года социальным педагогом и специалистом отделения помощи семье и детям на территории Николаевского МО было проведено  мероприятие на тему «Игра и труд в жизни ребенка».

Данное мероприятие началось необычно,  с чаепития на свежем воздухе в семейной домашней обстановке и знакомства посредством игры (сидящие в кругу участники по очереди называют свое имя и какое – либо слово, начинающееся на ту же букву, что и имя, которое, по их мнению, наиболее удачно их характеризует. Каждый последующий  участник повторяет то, что  было сказано предыдущим участником и добавляет свое).

Далее немало остроумия и изобретательности было потрачено на точное определение, в чем именно заключается сущность различия между игрой и трудом. В этих словесных определениях растворялась и тонула роль игры как мощного и незаменимого орудия воспитания ребенка. Мнение родителя и и специалистов разделилось, один  считал, что труд это важное и каждый ребенок, обязан, трудится и помогать, а второй наоборот считал, что детство итак короткое, так, что пусть ребенок играет и не помогает мне!

Но все же после множество прочитанных статьей, выдержек,  мы пришли к общему мнению, о том, что ребенок – человек чрезвычайно активный, и свою активность он жаждет проявить в дей­ствии. И в игре активность ребенка находит наиболее свободный выход, наиболее естественное и свободное проявление, потому что и по структуре, и по содержанию, и по выполнению игра находится в наибольшем соответствии со всей психофизической организацией, со всем содержанием, какое наполняет жизнь ребенка дошкольного возраста. Подобно тому, как в подвижности находит выход кипучая активность ребенка, так в игре находят свободный естественный выход чувства и желания ребенка. В игре эмоциональная насыщенность ребенка находит действенное разрешение. Поэтому игра, как и движения, является для ребенка источником радости. Игра дает ребенку ту полноту жизни, которой он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания.

Значение игры не исчерпывается, однако, ее воспитательной ролью. Процесс воспитания на всех своих ступенях неразрывно связан с процессом изучения ребенка.

В играх проявляются не только индивидуальные черты и способности каждого ребенка, но и господствующие настроения, симпатии и влечения всего детского коллектива. По тому, как часто дети играют, как они играют и каково содержание их игр, мы получаем ясное представление о разнообразных сторонах детской жизни.

Нет сомнения, что лучшие игры – это те, которые ребенок сам создает, а поправки и вмешательство взрослых часто бывают неуместны. «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка». После обсуждения игровую деятельность ребенка мы сами решили поиграть в игру, и какого было удивление, сколько радости взрослым приносит игра и как она влияет не только на настроение, но и на внутреннее состояние человека.

Также немало важную роль играет трудовое воспитание детей — это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд — это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.
       Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке. Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат. Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя. В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне. Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.
Нужно помнить, что, так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться. Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности, должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. После обсуждения все присутствующие вновь перенеслись в детство, где им пришлось потрудится, хоть и задание было не очень и сложным, но все же родители подтвердили на своем личном опыте, что труд в жизни ребенка приносит огромную пользу и без него обойтись нельзя.

 В завершении мероприятия была вручена памятка «Игра и труд в жизни ребенка».

 

Чат-виджет
единого контакт-центра
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.