В начале 2019 года в ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района» начал развиваться проект «Наставничество» для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главной задачей проекта является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Участники проекта должны познакомиться с особенностью личности ребенка, который проживает в нашем Центре. Дать возможность прикоснуться к его внутреннему миру, переосмыслить имеющиеся стереотипы, которые иногда возникают в представлениях у взрослых людей. За время существования проекта обучение прошли 27 наставников. Не каждый человек может стать наставником. Но даже при условии “выполнения” всех требований, после прохождения психологического теста кандидату могут рекомендовать повременить с участием в проекте, так как наставническая деятельность требует затрат внутренних ресурсов. Кураторы проекта используют самые разнообразные формы проведения занятий: очная, групповая, индивидуальная. Для проведения отбора кандидатов в наставники кураторы проекта используют собеседование, наблюдение, анкетирование, тестирование, тренинговую деятельность, самостоятельные задания на дом.
Самое важное, без чего не может быть наставничества – это доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Наставник не дает оценку, не судит, но оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Наставник помогает ребенку поверить в себя и развить уверенность в собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на себя ответственность за их осуществление.
Таким образом, можно сказать, что наставничество — это поддержка и помощь, оказываемая подросткам с целью максимального развития их способностей, умений, направленная на развитие и улучшение личности, а также способствующая профессиональному самоопределению.
Самый волнительный момент — знакомство! Как переживали, волновались взрослые, умудренные опытом люди. Но все прошло замечательно. Психолог обязательно поддержит и поможет во всем. С этого момента кандидаты являются полноценными участниками проекта: общаются с ребенком раз в неделю, участвуют в мероприятиях проекта, развивается дружба между ребенком и взрослым! Сегодня важная процедура - кандидаты получают свидетельство наставника и заключают соглашение. Впереди интересная деятельность, новые открытия, новые впечатления и новые люди, желающие стать наставниками!
Сейчас мы с гордостью можем сказать, что проект действует, пары формируются. Среди пар присутствует личная заинтересованность взрослого и ребенка. Отмечаются качественные перемены в поведении ребят после формирования пар. Хотя понимаем, что перемены быстро не произойдут и для некоторых ребят, эффект перемен может носить отсроченные действия.
Результаты тестирований показывают, что дети очень дорожат своим общением с наставниками, становятся более общительными и подготовленными к самостоятельной жизни. Наставники отмечают, что их жизнь становится интереснее, они получают много новых эмоций, гордятся своими подопечными и по-другому смотрят на мир. У всех этих людей разный жизненный опыт, разные профессии – общественные деятели, преподаватели, домохозяйки, железнодорожники, но все они со временем станут близким взрослым, который будет заинтересован жизнью ребенка. Он может помочь ему поверить в себя, научить разбираться в своих переживаниях и чувствах, понимать других людей и гордо сказать: «Я – наставник!»