Проблемы современного общества обусловлена увеличением количества подростков, имеющих нарушения в отклонении поведения. Выражается это упрямством, грубостью, страхом, ненавистью. Особенно это проявляется в подростковом возрасте. Подросток начинает отстаивать свои права, ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Поскольку известно, что предупредить какое-то явление легче, чем бороться с ним и его последствиями, то я предлагаю вам изучить информацию на тему:
Профилактика деструктивного поведения детей.
Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.
Чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.
Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни. Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, ребенок в группе риска.
Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:
1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
2.Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, псих активных веществ, суицид и т.д).
Рекомендации родителям по профилактике деструктивного поведения
Причины возникновения деструктивного поведения:
- Ребенок нуждается в любви и помощи.
- Чувствует себя никому не нужным.
- Не может сам разрешить сложную ситуацию.
- Накопилось множество нерешенных проблем.
- Боится наказания.
- Сложная семейная ситуация.
- Проблемы в учебе.
- Мало друзей.
- Нет устойчивых интересов, хобби.
- Перенесли тяжелую утрату.
- Склонность к депрессиям.
- Ребенок стал жертвой насилия.
- Дети, попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
Что Вы можете сделать:
- Будьте внимательны к своему ребенку.
- Умейте показывать свою любовь к нему.
- Откровенно разговаривайте с ним.
- Умейте слушать ребенка.
- Не оставляйте ребенка один на один с проблемой.
- Предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы.
- Вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно.
- Привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц.
- Обратитесь за помощью к специалистам.
Чего нельзя делать:
-
-
-
- Нельзя читать нотации.
- Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.
- Не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
- Не предлагайте неоправданных утешений.
- Не смейтесь над подростком.
-
-
Советы внимательным и любящим родителям:
- Показывайте ребенку, что вы его любите.
- Чаще обнимайте и целуйте.
- Поддерживайте в сложных ситуациях.
- Учите его способам разрешения жизненных ситуаций.
- Вселяйте в него уверенность в себе.
Если вы заметили изменения характера и поведения своего ребенка:
-
-
-
-
-
-
- Не стоит замалчивать проблему и самостоятельно пытаться ее решить.
- Вы всегда имеете возможность проконсультироваться со специалистом.
-
-
-
-
-
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор
Подготовил педагог-психолог
ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района»
Романюк Е.Г.