ОГКУСО "Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района"

Иркутская область, г.Тайшет ул. Первомайская д.59

Телефон

8 (39563) 2-50-99

8 (39563) 2-47-38

Факс 8 (39563) 2-66-23

Эл. почта centr-semia@mail.ru

ОГКУСО "Центр социальной помощи
семье и детям Тайшетского района"

Почта:
centr-semia@mail.ru

(839563)2-50-99
(839563)2-47-38
т/факс 2-66-23

«Социальный педагог и воспитатель учреждения социального обслуживания:содержание и организация деятельности». «По зову души»

6 октября 2020 г.

                     Золотухина Анжелика Геннадьевна, социальный педагог.

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания

        «Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района».

 

                                  «Мерой нашего солнечного света является тот блеск,

                                                который мы зажигаем в глазах других людей»

                                                                                                                      П. Брэгг.

                                    

        Если бы кто-нибудь раньше сказал мне, что судьба меня свяжет с профессией, которая станет делом моей жизни, я бы, конечно, никогда не поверила этому человеку и просто посмеялась. Но случилось так, что, на сегодняшний день, моя профессия для меня является состоянием моей души. Профессия самая обыкновенная, среди множества современных профессий такая неброская, с «некричащим» названием - «социальный педагог». Но вместе с тем, социальные работники, социальные педагоги, вообще все, кто связан с социальной сферой для меня это люди особого душевного склада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь.

       Вот и мне выпала большая честь делать всё необходимое для того, чтобы семьи, с которыми я работаю, особенно дети, становились хоть немного счастливее и оставались довольными своей жизнью. Каждый мой рабочий день не проходит для меня бесследно, я ощущаю, что я нужна и необходима для своих подопечных.

       Четвёртый год я работаю в ОГКУСО «Центр социальной помощи семье детям Тайшетского района» в должности социального педагога отделения сопровождения замещающих семей. Как социальный педагог, я стараюсь применять наиболее современные формы работы с замещающими семьями.

 

С детьми при первоначальном общении я провожу интервьюирование, консультирование, анкетирование. Основными методами своей работы я считаю: наблюдение, беседы, методы убеждения, методы социометрии, рефлексия. Для эффективной работы отделения мною разрабатывается информационный материал, анкеты, тесты. Я оказываю помощь специалистам отделения в разработке индивидуальных программ сопровождения замещающих семей. В целях повышения уровня своей компетенции в 2018г прошла переквалификацию и получила диплом по специальности «Социальный педагог».

       За каждым специалистом нашего отделения закреплена определенная территория, на которой проживают замещающие семьи. На моей территории на социальном сопровождении находится 32 семьи, в них 43 несовершеннолетних.

       По моему мнению, как и в любом деле, в нашей профессии много нерешенных проблем, трудностей, финансовых и других препятствий. Но я уверена, что все проблемы можно решить, ведь в нашем обществе есть люди, которым во много раз труднее, и они ждут нашей помощи. Социальная работа - уникальная профессия, которая несет в себе не только помощь конкретным людям, а также подает пример гуманного отношения к человеку.

       За весь период моей трудовой деятельности в этой организации мне приходилось оказываться в разных ситуациях, в которых самой главной задачей для меня стояла задача найти контакт с каждой замещающей семьей. Я бы сказала больше, стать, в некотором роде, членом семьи. В большинстве случаев мне это удалось. Потому что, когда случаются в семье конфликтные ситуации, для меня нет ничего дороже того, что сами попечители и подопечные в первую очередь обращаются за помощью в наше отделение сопровождения замещающих семей.

        Только устроившись на работу, меня приняли в должности «специалиста по социальной работе», мне было достаточно непросто понять специфику данной профессии, так как прежде я не имела представления о том,

что самое главное в этой работе – это умение сопереживать другим людям, оказывать помощь и заботу, а главное умение дарить тепло и внимание своим

 подопечным. А сейчас имея достаточный опыт, приходит нередко осознание того, что ты живешь проблемами семей и детей, за которых действительно переживаешь, как за свою родную семью. Порой не хватает времени на своего родного ребёнка, иногда думаешь если бы ты столько проводил времени со своим ребенком, он был бы самым счастливым на свете, но приходишь с работы и каким бы не был тяжелым день, всё равно находишь силы пообщаться со своим чадом, рассказать ему насколько тяжело живется деткам лишенным простого человеческого счастья – иметь свою родную семью и быть любимыми своими родными мамами и папами.

      Каждая семья для меня считается по своему необыкновенной и требующей особенного индивидуального подхода. Хочу остановиться на наиболее ярких примерах моей трудовой деятельности, связанной с сопровождением замещающих семей.

      Первым моим опытом была замещающая семья, в которой воспитывалась несовершеннолетняя со склонностью к самовольным уходам, бродяжничеству и совершению противоправных поступков (кража и порча чужого имущества). По характеру девочка очень эмоциональная, общительная, с низкой мотивацией к учебной деятельности, совершенно не умеет контролировать своё поведение, со стороны взрослых требует постоянного внимания. Проживала девочка со своей родной бабушкой, между ними была очень большая возрастная разница. В семье постоянно возникали конфликтные ситуации по причине того, что подопечная постоянно искала поводы для ссоры с бабушкой, чтобы уйти из дома. Несовершеннолетняя могла уйти на сутки из дома и не давать о себе знать.

       При общении с ребёнком мне удалось быстро найти с ней общий язык, мы много встречались и общались. Даже в моё свободное от работы время мы могли с ней часами разговаривать на лавочке в парке или она приходила ко мне в гости. Я разговаривала с ней как с человеком, чье мнение и мысли мне

интересны. Говорила с ней о ней самой, о ее чувствах, переживаниях, старалась погрузиться в ее мир восприятия реальности. Прошло некоторое время, и мы

друг для друга, стали очень близкими людьми, она можно сказать, стала мне второй дочерью. С её взбалмошным характером и ужасным поведением она могла сводить всех с ума, начиная с бабушки и заканчивая всеми родственниками. Когда девочка совершала самовольные уходы, она отключала телефон и не было никакой возможности её найти. Я начинала её искать по тем местам, где возможно она могла находиться. В некоторых случаях удавалось её найти, в некоторых она сама приходила ко мне домой.

        С несовершеннолетней и с бабушкой была проведена очень большая работа, была разработана индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи. В соответствии с программой с семьей проводились профилактические мероприятия. Педагогом-психологом проводились психологические диагностики на выявление детско-родительских взаимоотношений, в результате диагностик были выявлены нарушения, связанные с характерологическими особенностями личностей членов семьи и с подходом к воспитательному процессу со стороны попечителя. В части учебной деятельности, наше отделение организовывало неоднократно круглые столы, консилиумы с привлечением специалистов отдела опеки, педагогического состава школы, где обучался ребёнок. Проводилась профилактическая работа с назначением, над подопечной, наставника (шефа), в лице начальника пожарной части ПСУ-22 г. Тайшета.

        Но вся совместно проведенная работа, с этой семьей в конце концов не принесла никаких результатов. В семье продолжались конфликты, непонимание, что влияло негативно на здоровье бабушки. В связи с отсутствием самосохранения девочка продолжала уходить из дома. Поэтому, чтобы избежать угрозы жизни и здоровья несовершеннолетней было принято решение поместить её в государственное учреждение. Такое решение не давало мне покоя, я пыталась предпринять все попытки по устройству ребёнка в семьи других родственников. Родственники сочувствовали, переживали, но, к сожалению, никто не хотел брать на себя такую большую ответственность.

         Прошло два года, но я и моя бывшая уже подопечная, мы до сих пор с ней созваниваемся, иногда встречаемся и всё также душевно общаемся.

        Первый опыт работы с замещающей был для меня самым запоминающимся.

        Вторым опытом стало знакомство с 9 летним мальчиком, который тоже постоянно конфликтовал с бабушкой и убегал из дома. Но там ситуация была немного иная, бабушка наоборот во всем уступала своему любимому внуку и шла у него на поводу. Такое воспитание до хорошего не доводило, ребёнок стал чувствовать себя ещё более свободным и стал понимать, что всё можно делать и причём безнаказанно. Он связался с плохой компанией, стал воровать и к тому же при посещении семьи я замечала за ним признаки наркотического опьянения.

         Тогда у нас началась борьба за выживание не только с подопечным, но и с его родной бабушкой. Потому, что она вообще не понимала, зачем мы каждый день приезжаем и следим за её внуком. Мы много раз ей объясняли, что существует угроза жизни вашему внуку, но всё бесполезно, она продолжала ему во всём потакать.

        Я сейчас вспоминаю, на, что только нам не приходилось идти с нашим отделением. Мы и караулили его около дома и школы, чтобы он не сбежал от нас, мы, честно говоря, и бегали за ним по всем гаражам, которые стояли в округе. Это и вся бесконечная работа по сопровождению: планы, программы по работе с семьёй, и консилиумы с привлечением специалистов отдела опеки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, педагогического состава школы, медицинского персонала.

        Но всё так и продолжалось бы, пока не случилось, как говорится, беды. В очередной раз, мальчик сбежал из дома со своей плохой компанией друзей и долго не возвращался домой. Бабушка сидела дома и даже не подозревала, что еще какой-нибудь час и её внука просто не было бы уже в живых. Специалисты нашего отделения очень долго искали мальчика и нашли мы его в одном из

старых заброшенных гаражей. Он был там один и в бессознательном состоянии. Мы вызвали скорую помощь и ребёнка удалось госпитализировать.                 Позже лечащий врач мальчика скажет нам, что наш подопечный родился в «рубашке» и мы вовремя успели. После этого бабушку отстранили от ненадлежащего исполнения обязанностей опекуна, а ребенка поместили в государственное учреждение.

           И ещё хочу поделиться одним неординарным случаем из моей практики. Если самовольные уходы, плохая успеваемость в школе, непослушание опекаемых, нежелание опекунов достойно воспитывать своих подопечных, для меня считаются, по крайней мере, серьёзными проблемами нашей современной молодёжи, то случай возникновения у юной девушки наклонностей суицидального характера, до сих пор вызывает дрожь в моём теле.

          Эта история произошла 1,5 года назад. В наше отделение поступило сообщение, что мать, лишенная родительских прав, периодически навещает ребёнка и устраивает скандалы, после которых девочка долгое время не может оправиться и впадает в депрессию. Когда я вошла в эту семью первый раз, я и сейчас не могу забыть, как на меня смотрели глаза ребёнка, полные отчаяния и безысходности. Что-то ещё тогда, при встрече, перевернулось у меня в душе и от сложившихся впечатлений я не могла найти себе места. Мне хотелось больше видеть и больше общаться с моей подопечной, но и в тоже время я не знала, чем могу ей помочь по существу, боялась навредить детской психике. Но к моему большому удивлению, она сама пришла ко мне, сама открыла свою душу, показала самое сокровенное, что у неё есть – свой личный дневник. Оставив мне дневник для размышлений, я поняла, что, маленький человек пришёл просить о помощи. Так и оказалось на самом деле, изучив дневник, мало сказать, что я была шокирована, я была в ужасе от того, что у человека, которого вся жизнь впереди, она уже почти закончилась, с датой смерти в своём личном дневнике.

          Я понимала, что если сейчас огласить всю ситуацию, то я навсегда потеряю доверие и этот ребёнок никому больше не сможет доверять. Но в тоже время я осознавала, если ничего не предпринимать, то может случится

непоправимое. Я стала настойчиво общаться с моей подопечной, приглашать к себе, сама часто ездила к ней домой, я писала ей доброе утро, хорошего дня,

спокойной ночи, в социальных сетях не давала ей покоя. Но она не была против такого общения, наоборот радовалась каждой нашей встрече. И вот однажды я спросила, откуда возникают такие плохие мысли в её голове? Она мне рассказала, что создаёт невидимые образы, которые помогают ей отключать сознание, когда плохо на душе, она призывает их к себе и ей становится легче. Но вместе с тем, ей было не по себе от своих же мыслей, погружаясь в какой-то странный мир этих воображаемых образов, всё чаще девочку посещали мысли покинуть этот мир. Я спросила её хочет ли она, чтобы ей оказали профессиональную помощь и поддержку, она ответила согласием.

         Я лично сопровождала ребёнка в больницу, где несовершеннолетней была оказана психологическая поддержка. До сих пор эта замещающая семья стоит в нашем отделении на сопровождении, за ней ведётся особый контроль. Мы продолжаем с ней общаться, ребёнок, в настоящее время, очень увлечен рисованием. И эти картины полны яркими красками жизни, надеждой на хорошее счастливое будущее.

        Это, конечно, далеко не все примеры из моей практики, но самые запоминающиеся. По моему мнению, в число «трудных детей» обычно попадают самые чувствительные и ранимые.  Среди этой категории есть также мальчишки и девчонки из семей с явной формой неблагополучия. Вопрос их воспитания не обходится без комплексных мер, предпринимаемых практически всеми субъектами профилактики. Эти подростки живут в своём мире, мире переживаний, фантазий, страха и, как правило, становятся жестокими, злыми, пытаясь привлечь к себе внимание, но за это получают неодобрение и осуждение со стороны взрослых. Я стараюсь проводить встречи с такими детьми не на официальном уровне, а в условиях домашней атмосферы, где они могут довериться, раскрепоститься полностью. Искренне радуюсь, когда мои подопечные звонят мне и просят совета или просто рассказывают о том, что

произошло с ними интересного за день. Это дорогого стоит, значит, мои старания не были напрасны.

        У нашего отделения сопровождения замещающих семей очень интересная и многогранная жизнь. Помимо того, что, практически каждый день, мы встречаемся с нашими попечителями и подопечными, общаемся о том, что происходит в их жизни, мы также стараемся скрасить их досуг. Для этого создан клуб «Подари любовь детям!». Главной целью деятельности клуба является сплочение и объединение усилий замещающих родителей по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках этого клуба мы проводим мероприятия различного характера: организация отдыха и досуга семей, обмен опытом воспитания детей, реализация творческих способностей детей.

            Вот некоторые из них:

Данное мероприятие называется «Байкальская звезда» и посвящено юным талантам г. Тайшета и Тайшетского района Иркутской области. Я в первый раз выступала на сцене в ростовой кукле.

 

         Мы проводим различные акции, посвящённые «Всемирному дню защиты детей». Подготавливаем необходимую информацию в виде буклетов, ведем беседы с жителями г. Тайшета и Тайшетского района о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия и т.д.

          Очень много мероприятий мы стараемся провести, чтобы порадовать своих подопечных: «Празднование Нового года», сами устраиваем костюмированное представление, играем сценки, поздравляем детей и дарим сладкие подарки. В этом нам помогают наши спонсоры, которым мы бесконечно признательны. На «Старый Новый год» мы совместно со специалистами пожарных служб посещаем семьи, находящиеся на отдалённых территориях, тоже дарим подарки детям, информируем о мерах пожарной безопасности в зимний период.

             На празднование Дня защитника отечества организовываем акции «Отцовский патруль», направленные на пропаганду здорового образа жизни семьи, восприятие ребёнком своей будущей семьи. Проводим выставки детских рисунков и сочинений на тему «Я будущий родитель!» и т.д. Каждый праздник мы стараемся порадовать наши семьи.

 

 

           Здесь я навещаю свою замещающую семью, дети с удовольствием показывают домашнее хозяйство. Я уже писала, что для меня самое главное при общении с семьёй, это когда тебя принимают как близкого человека, когда открывают дверь и радуются твоему приходу.

            Я хочу, чтобы дети любили жизнь, чтобы были устойчивы к её превратностям и поворотам, чтобы всегда стремились к совершенствованию себя, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом. Но для этого нам взрослым необходимо хорошо позаботиться об этом, постараться заложить в наших детях все необходимые качества, воспитывать в них доброту и отзывчивость. И неважно совсем, чьи дети, они все наши без исключения!

 

 

 

 

 

Чат-виджет
единого контакт-центра
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.