В подростковом и юношеском возрасте, к которому можно отнести учащихся старших классов происходят серьезные изменения личности. Однако из наиболее ярких характеристик данного периода- личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, колебаниях самооценки. Все это обуславливает низкую стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость-качество непостоянное и, следовательно, его можно развить. Педагогами-психологами отделения сопровождения замещающих семей ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района» с будущими выпускниками, обучающимися в 9, 11 классе, проведены групповые занятия с элементами тренинга: «Скажи стрессу нет», с целью повышения уровня стрессоустойчивости и профилактики стрессовых состояний у подростков.
В ходе занятия с подростками проведена мини лекция на тему: «Что такое стресс?». Также в занятие было включено выполнение тренинговых упражнений, был предоставлен тест для самоанализа «Определение уровня стрессоустойчивости».
Ребята активно участвовали в обсуждении того, как возникает стресс, проигрывали характерные стрессовые ситуации, тренировались обращать внимание на собственное самочувствие и симптомы, учились с помощью специальных упражнений снимать психологическое и мышечное напряжение. Каждому была оказана помощь в поиске ресурсов, которые помогут в стрессовых ситуациях чувствовать уверенно. В конце занятия провели тест на определения уровня стрессоустойчивости в результате, которого каждый участник смог определить свой уровень стрессоустойчивости.
По окончанию занятия ребята пришли к выводу, что саморегуляция и уверенность в себе – важные компоненты стрессоустойчивости, которые нужно развивать.