ОГКУСО "Центр социальной помощи семье и детям Тайшетского района"

Иркутская область, г.Тайшет ул. Первомайская д.59

Телефон

8 (39563) 2-50-99

8 (39563) 2-47-38

Факс 8 (39563) 2-66-23

Эл. почта centr-semia@mail.ru

ОГКУСО "Центр социальной помощи
семье и детям Тайшетского района"

Почта:
centr-semia@mail.ru

(839563)2-50-99
(839563)2-47-38
т/факс 2-66-23

В рамках «Школы ответственного родительства» на территории Бузыкановского МО 10 ноября 2023 года было проведено мероприятие с родителями «Мотив как регулятор поведения». Целью данного мероприятие было привлечение внимания родителей к проблеме формирования у детей воспитанности; ознакомление законных представителей с основными составляющим воспитанности; дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона, а также научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений.

   Воспитанность – качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура потребностей (то есть бытовая культура). Стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое и непременное условие воспитания культуры общения – формирование у ребёнка позиции открытости, доверия, дружелюбия.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. Доброе отношение к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким.

  Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

   Можно выделить 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей:

Борьба за вниманиеЕсли ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делая замечания… А дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Испытывая дефицит личного внимания к себе, они чувствуют себя «пустым местом».

Борьба за самоутверждениеЭто борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, запрещают все, а их критика слишком резка и опасения преувеличены, то ребенок «восстает». Запреты требуют серьезного осмысления. Это та ключевая зона наших контактов с детьми, от которой зависит, станет сегодняшний ребенок или нет трудным подростком, от этого зависит будущий характер взрослого человека, который в самом детстве легко можно загубить. Мотивы наших запретов различны, но сводятся запреты к тому, что многие действия наших детей для нас нежелательны, и поэтому мы их запрещаем. Мы запрещаем сами действия вместо того, чтобы их изменить в нужном направлении для пользы здоровья. Даже бесцельное барахтанье, беготня и возня детям необходимы как воздух. Требуя от ребенка отказаться от действий, мы тем самым нарушаем условия его развития. Отсюда их неудовольствие, нежелание выполнять наши запреты. Так что, запрещая действия, мы заранее ставим себя в условие невыполнение нашего требования. Многочисленные и беспорядочные запреты только приучают не обращать внимание на них.

Нравственное воспитание детей обеспечивается не запретами, а домашней средой, укладом жизни семьи. Нам многое не нравится, порой их друзья. Пытаемся исправить многое, но как: упреками, замечаниями, разоблачениями, лишениями. Видя бесполезность и вред своих запретов, родители обрушиваются на взвинченных, колючих, взрывающихся детей. А нужны убеждения, необходимость терпения и спокойная доброжелательность.

Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи, или родители уделяют больше времени младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушания.

Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. «Смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…».

Как же найти путь к бесконфликтной дисциплине?

Во-первых, необходимо выявить условия, необходимые для воспитания дисциплины у ребенка. Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности.

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Взрослые должны согласовывать правила между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
  • Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
  • Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме.
  • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать плохое.

Важно знать, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Таким образом, всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

1Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

4. Запрет и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

5. Запрет и требования должны ребенку разъясняться.

6. Запрет и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Домашний очаг, семья даёт человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия. А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты. Главное, чтобы в семье были взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу.

Цель и мотив воспитания ребёнка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Воспитанность включает в себя следующее:

Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание радостей и невзгод семьи вместе со всеми ее членами; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; полное самообслуживание; забота о младших и старших членах семьи; проявление инициативы в поздравлениях и приготовлении подарков по случаю дней рождений, юбилеев и других особых праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

Поведение в школе.

Дисциплинированность на занятиях, активное участие в проведении уроков; повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий; бережное отношение к школьному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений учителя; умение руководить и подчиняться в делах классного коллектива; правильное поведение на переменах.

Отношение к старшим.

Вежливость в общении со старшими; правильное выполнение этикета в обращении к старшим; оказание помощи старшим, которые в ней нуждаются, разумное выполнение поучений старших.

Отношения со сверстниками.

Наличие друзей, товарищей, подруг. Инициатива в оказании помощи товарищам; стремление поделиться с товарищами своими радостями и невзгодами; искреннее сопереживание радостей и горестей товарищей, принципиальность в отношениях с товарищами; умение не бояться указать на их ошибки и проступки; держать слово и точно выполнять обещанное; отсутствие стремления выделяться в чем-либо.

Поведение на улице, в общественных местах.

Соблюдение правил уличного движения; любовь и бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах; привычка уступать место в транспорте старшим и женщинам.

Отношение к самому себе.

Постоянно быть занятым полезным делом, не тратить время на безделье, быть всегда честным и искренним; выработать привычку не брать чужих вещей без разрешения; быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали; не быть завистливым к чужим успехам; искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех; честно признаваться в своих поступках и ошибках и стараться исправить содеянное; быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.); научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей; заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием; всегда иметь опрятный вид; проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, постоянно читать художественную литературу; смотреть телевизор лишь ограниченное время;

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

Чат-виджет
единого контакт-центра
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.